Сопровождение цифровых трансформаций
Creative Mind
контактный телефон: +7 (985) 828-86-36
Наши услуги
Помогаем сделать процессы в компании более разумными
Сопровождение цифровых трансформаций
Консультации по Agile и управлению продуктами
Доступно онлайн в ближайшее время
Наши онлайн-тренинги
Мы рады решать сложные вопросы и нестандартные задачи цифровых трансформаций
Для связи с нами начните диалог в фейсбуке
Преимущества компании
Мы доступны онлайн
Индивидуальный подход, аудиты и составление рекомендаций на основании исследований
Сопровождаем стартапы, крупные организации и органы власти
+7 (985) 828-86-36

omnisa@yandex.ru
Москва
Как создаются онлайн-курсы

Как создавать онлайн-курсы

10 вещей, которые вам не понадобятся при создании собственного онлайн-курса. И 5, которые понадобятся.


Онлайн-курсы - один из самых простых инструментов маркетинга. Именно так. Редко кто может превратить их в самостоятельные зарабатывающие продукты. При этом почти каждому под силу развить персональный бренд через онлайн-школу.

Курс не может быть подвешенным в воздухе, он чей-то. Его можно "запарковать" на одной из многих площадок онлайн-курсов, таких как Udemy, и тем не менее при его продвижении вам понадобится "айдентика", курс все равно чей-то. Либо авторский, либо принадлежащий компании.  Хорошим тоном для любительской онлайн-школы можно считать наличие в ней одного-трех курсов, целиком проводимых одним-двумя спикерами. 

Забегая немного вперед, давайте посмотрим, что нам точно не понадобится:


Не понадобится: 

1. Лицензия на ведение образовательной деятельности.
2. Офис в центре Москвы.
3. Команда программистов.
4. Бюджет на маркетинг.
5. Студия для записи видео.
6. Этот круглый осветительый прибор, с которым фотографируются блогеры.
7. Подробная стратегия захвата мира онлайн-образования.
8. Платная акселерационная программа онлайн-школ. Особенно она.
9. Специализированный платный софт.
10. Подписки на сайты со стоковыми фото.

Не то, чтобы оно было бесполезно. Просто обойтись действительно можно без всего этого. А главное, это позволит свести к минимуму затраты на продукт до того, как он начал зарабатывать. Онлайн-школа должна быть в плюсе, иначе у вас достаточно быстро закончатся моральные силы создавать ее. Плюс может быть небольшим, например, 10 тысяч рублей пришедшей пока вы спите оплаты, утром будут выглядеть, как приятная премия, если вы делаете его параллельно с работой. И по нашим наблюдениям оплаты часто происходят в 3 ночи или 5 утра. Это два пиковых времени.




Что же понадобится вместо этого?


1. Телефон с хорошей камерой для производства контента.
2. Ноутбук для его оформления и проведения занятий.
3. Интернет.
4. Мозг.
5. Время для ведения блога и наставничества.

Целеполагание.



Техника самокоучинга, у нее есть официальное название, для простоты пусть будет "назад в будущее". 

Представьте себе, что вы уже сделали успешную онлайн-школу со своими курсами. Как это выглядит? Для чего вы создаете онлайн-школу или одиночный курс?
Вариант "Чтобы была" не самый лучший, конечно, зато честно. В таком случае достаточно определить критерии, как вы поймете, что она есть. 

1) "Для заработка денег" : важно поставить реализуемую финансовую цель. Далее вы можете понять, сколько потоков в год вы готовы запускать, какая выручка должна быть у вашего потока, чтобы выполнить годовой план. Сколько будет стоить билет. И уже исходя из этих параметров можно переходить к следующему шагу: плану набора. 

2) "Для продаж других своих продуктов" : в этом случае можно давать много бесплатного или дешевого контента, грамотно выстраивая цепочку таким образом, чтобы люди, прошедшие ваше обучение, конвертировались в клиентов. Да, так можно даже для салонов цветов и прочей розницы. 

3) "Для продвижение собственного персонального бренда как заметного специалиста на рынке труда" - третья, в таком случае ваша задача, чтобы о вашем курсе узнали в среде рекрутеров. Финансовые показатели, как и количество участников, и даже реально проводимых потоков в этом случае отступает на второй план. При этом не стоит делать продукт-пустышку, любой рекрутер достаточно быстро сможет понять, что у вашего курса/школы нет выпускников.


Вдохновение.


Его понадобится достаточно много. Когда вы определились с целью, можно переходить к самому созданию курса или целой школы. Для того, чтобы курс, а с ним и школа "существовал", не достаточно сделать страницу в интернете, о которой никто не узнает. И практически до бессмысленного дорого запускать платную рекламу, если аудитория не знает о вас ничего. 

Для того, чтобы развивать персональный бренд, лучше совершенно не стесняясь назвать это явление "Онлайн-школа ИМЯ ФАМИЛИЯ", даже если у вас все еще нет ни одного курса. Можно замахнуться на интернет-университет или онлайн-академию. Важно понимать, что под словом университет обычно кроется наличие дисциплин по всем направлениям от естественных и точных наук до социальных.

Но кого это на самом деле волнует в интернете?

На самом деле волнует. В онлайн-продуктах важно не врать. Слова должны максимально соответствовать тому, что будет внутри. Тол
ько так вы можете минимизировать количество негативных отзывов в интернете. А их нет только для тех, кто вообще не следит за отзывами. 

Для того, чтобы черпать вдохновение подходит то, что вовзвращает вас в ресурсное состояние. Это могут быть прогулки вдоль моря, конечно. Но тогда лучше переехать жить к морю, так как ведущий онлайн-школу человек производит контент если не каждый день, то хотя бы два раза в неделю. Найдите какой-то ритуал в повседневности, который переводит вас в состояние "креатива". Детально рассмотрим это в следующих статьях. 


Точка приложения усилий.


Никто не может быть экспертом во всем. А многие даже уверены в обратном. Что "вот есть мэтры, а я, а что я?". Своя онлайн-школа, кстати, действительно является действенным инструментом в борьбе с синдромом самозванца. 

Область вашей экспертизы легко определяется по тому, что вас раздражает. Нет, это не рутинная работа. Это какая-то вещь в мире, которую почти все люди, как-будто с говорившись, делают абсолютно неправильно. А вы видите, что это работает не так, как они делают. И злитесь. 

"Ну как они не понимают, что это же вот так и вот так?"

Примером такой зоны для нас до сих пор остается, конечно, преподавание онлайн-курсов. А точнее, система организации практики онлайн. "Какая разница, сколько лет вашим кедам, если вы гуляете в них по Парижу"? для нас звучит совсем иначе: "Какая разница, что они там преподают, если при этом не используют возможности онлайн-инструментов для проведения полноценной практики и учащиеся не усваивают материал, отставая и бросая курс". Этот момент лишь один из немногих, который в свое время привел к созданию авторской методике преподавания, которая в дальнейшем сама по себе была предметом консультаций и приведения примеров в различных онлайн-школах. 




Создание первого курса максимально быстро.


Да-да, именно так.Быстро и просто, пока хватает "запала". Поскольку важен прыжок через бездну и первая встреча с учащимися перевернет ваши представления об онлайн-курсах. В отличие от подхода Lean Customer Development, применяя которую, вы бы проводили исследование востребованности, выбирали наиболее подходящую тему и создавали под нее материал, привлекая сторонних экспертов, вы просто можете взять и создать описание курса. Оно на самом деле не так важно для ваших клиентов, как может показаться. Многие даже заплатив не знают название занятий и даты их проведения. Они только смотрят на заголовок "профессия Agile-коуч" и доверяются вам, надеясь стать этим самым неведомым зверем в ваших руках. 

Если вы хотите добавить серьезности и обоснованности, в дополнительном профессиональном образовании стоит ориентироваться не на ВУЗовские нормы, а на профессиональный стандарт минтруда. Вы можете раскрыть ту или иную часть профессии, например, интернет-маркетолога со своей авторской позиции. Как показывает практика, это все достаточно важно только для малой части людей. И более того, скорее всего, вы не обрадуетесь, увидев их у себя в учащихся. 

Ваш курс - это зачастую не сам продукт, а скорее "крик миру" о том, в чем вы разбираетесь и чем готовы поделиться. А ваши клиенты при этом хотят получить какую-то профессию, ассоциируют вас с ней, и готовы смотреть на профессиональную деятельность таким образом, как ее видите именно вы. Можно его также воспринимать, как психотерапию и один из действенных способов борьбы с синдромом самозванца. Второй действенный - учиться на курсах и размещать сертификаты в видимом пространстве. Но это мы оставим клиентам.

При таком подходе вы сильно экономите именно моральные силы, что крайне важно для того, чтобы довести до конца создание первого курса. Все последующие уже можно делать профессионально, когда поймете механизм работы онлайн-курсо. 

Вы можете компилировать данные из материалов прочитанных вами книг и пройденных курсов. А также подбирать некоторые видео. На фото мы вместе с группой смотрим видео по Модели Коттера внедрения изменений, находящееся на ютубе в открытом доступе. 

Грань между инфобизнесменом и создателем онлайн-курса пролегает в том, берете ли вы деньги за материал или за работу преподавателя. Если вы предлагаете людям платно скачать составленный вами материал, то это, скорее всего, инфобизнес. Если же вы смотрите с ними вместе материалы, комментируете или хотя бы просто подбираете список литературы в соответствии с вашим представлением о том, как им лучше формировать свое представление об этой сфере, то это уже образовательный процесс. В авторских курсах подходом можно считать даже то, в какой последовательности вы складываете общеизвестные (тем, кто глубоко в сфере) материалы. Люди, покупающие курс, обычно как раз и хотят найти вход в эту профессиональную сферу и будут рады наводкам на те вещи, которые экспертам кажутся очевидными. 


"Айдентика" курса в основном связанная с внешним видом сертификата.


Только не смейтесь, этот пункт гораздо важнее, чем многое. И практические единственное, за что стоит заплатить небольшие деньги дизайнеру. В пределах 1000-2000 рублей. Хотя до первого запуска может сгодиться и сертификат, нарисованный за бартер, возьмите дизайнера к себе на курс, скорее всего вы найдете того, кому это интересно. 

Например, курс по психотерапии от шотландца с кельтскими узорам
и на бланке сертификата очень приятен. Если вы не шотландец и не видите смысла в кельтском узоре, просто подумайте о том, что завершив ваш курс, люди захотят поделиться в фейсбуке и других соцсетях фотографиями ваших сертификатов. Или нет. 

Название сайта вторично. Попробуйте по памяти произнести вслух название домена, на котором размещен этот пост, смогли? А вот название школы и имя ее автора весьма запоминается. 

Описание самого курса.


Блоки, без которых курс сложно считать существующим: 

1. Целевая аудитория, Для кого этот курс. Например, часто целевой аудиторией наших курсов оказываются "директор по HR". Целевую аудиторию проще всего определить по профессиональной принадлежности. И категорически не рекомендуется задумываться над демографическими признаками, такими как пол, возраст и геолокация, хотя механизм платной рекламы в том же фейсбуке на базовом уровне предлагает определиться именно с этими параметрами. 
2. Даты, если предполагаются "синхронные" занятия, требующие присутствие учащегося онлайн одновременно с преподавателем.
3. Описание содержания материалов курса. В соответствии с законодательством стоит максимально четко описать, что там будет. А потом еще и дать это, но это уже следующая история. 
4. Описание биографий авторов курса, желательно с качественными фотографиями.
5. Стоимость курса и способы его оплаты. Людей очень раздражает любая механика спрятанных цен, а так, как покупки курсов зачастую импульсные и происходят в 3-5 утра,  то спросить можно разве что у круглосуточной поддержки, вам правда не захочется ею обзаводиться еще до первого запуска. Прозрачное указание цены курса обычно в том числе работает на то, чтобы продажи происходили без вашего участия. Можете называть это автоворонкой, хотя это будет не совсем верно. Человек просто видит, понимает, покупает. 
Описание курса - это практически финальный штрих. Вы можете его разместить в документе гугл. И сделать обычный "ворд", выложенный онлайн, вашей посадочной страницей. Совершенно не обязательно 3-6 месяцев собираться создавать лендинг на тильде. Ведь если вы их не делаете постоянно, тут вас также может настигнуть нехватка моральных сил.  



Пример описания курса


У нас достаточно лаконичные описания, вы не обязаны делать именно так. Просто мы используем свою страницу именно для продажи, а не для убеждения аудитории, пришедшей по платной рекламе. Основные продажи идут в фейсбуке. Тоже самое будет с большинством тематику курсов "бутиковых" школ, которые при всем желании слоожно поставить на поток. 
https://mind-consulting.timepad.ru/event/1417547/






Продвижение и продажи курса. 


Какой же корабль без пассажиров? "Посев" описания курса в социальных сетях напрямую не даст ожидаемых результатов, ведь может быть воспринят за спам. Причинять пользу клиентам полезными материалами - гораздо более действенный способ завоевания своей аудитории. И этот текст, конечно, не исключение. Хотя у нас в линейке и нет такого курса "создание собственного онлайн-курса", но он мог бы здесь очень нативно встроиться. И мы не исключаем, что рано или поздно здесь появится такой курс и ссылка на него. Кстати, так можно тестировать спрос даже до создания описания курса. Если эта статья получит достаточный резонанс, никогда не поздно ее отредактировать и добавить ссылку на предстоящий курс. 

Брендированный материал важен в любом случае, конечно. Чтобы источник вел на вас. Совершенно не обязательно делать прямую продажу в каждом материале.

А теперь самая важная истина: "неуловимый Джо неуловим, потому что его никто не ловит." Тоже самое происходит с огромным количеством описаний различных продуктов и мероприятий в интернете. 

Чтобы его (Неуловимого Джо) кто-то начал ловить, важно, чтобы кто-то хотя бы знал, за что. У нас в практике был случай, когда люди скачивали описание курса с сайта, получали одобрение руководства на покупку курса. И не могли найти и вспомнить, где они скачали файл. Узнали мы это по причине того, что давали скачивать описание после введения номера телефона. И получившие входящий звонок были рады, что их нашли, так как они хотели попасть на курс, но не знали куда. Теперь у нас в документах всегда есть ссылки на все подряд, даже реквизиты организации и ее ИНН, чтобы наверняка.  

"Где мы?" "Зачем эти подробности, какой сейчас год?". Все это не важно. Билеты на курс часто покупаются в состоянии стресса, это либо ответ на какой-то вызов, либо отвлечение "заедание" стресса. И в том и в другом случае, оплата должна быть легко доступна. Иногда этот стресс создается искусственно, но мы не рекомендуем этим злоупотреблять, если вы не профессиональный маркетолог.



Возможность онлайн-оплаты.


Онлайн-курсы относятся к импульсным покупкам и форме прокрастинации. Можно выбирать очередную пару обуви в интернет-магазине, а можно выбирать онлайн-курсы для прохождения. Работающая кнопка оплаты отделяет вас от того, чтобы курс стал живым. Конечно, вы можете возразить, что его после этого еще стоит провести. Конечно стоит, иначе это было бы мошенничеством. Но живым курс становится именно тогда, когда появляются платящие клиенты. Бесплатников вы смжете набрать всегда в любой массовой группе в фейсбуке. Они легко придут и также легко исчезнут, как только начнется работа. 

Если вы не донабрали группу, вы можете отложить на 1-2 недели старт курса и снова провести набор. Во многих случаях курсы покупают в последний день, в последние 3-4 вероятность оплаты сильно выше, поэтому многие онлайн-школы пользуются этим нечестным приемом, почти как Санлайт со своими объявлениями о ликвидации. 



Проведение курса.


Вот вы набрали желаемое количество участников, получили с них деньги и теперь надо проводить. Как это сделать? "Ну что, я свое дело сделал, теперь импровизируйте" вам сказать будет некому. Поэтому в названиях занятий лучше зашифровать для будущего себя подсказку, что же вы хотели донести учащимся на этом занятии.

Проведение онлайн-обучения, также как и оффлайн, не требует специальной лицензии. Кто угодно может чему угодно учить. Желательно при этом не превышать объемы часов, после которых уже это можно расценивать как серьезное образование, требующее выдачи диплома государственного образца. Обычно, если курсы в пределах до 80 академических часов, все ок. Причем в объемах учитыватся все часы просмотра видео, присутствия на онлайн-семинарах и даже примерное время, которое должно уходить у учащихся на выполнение домашней работы. 

А, да, выше была информация, что эта светящаяся круглая штука вам не понадобится. Она и правда бесполезна, но раз уже куплена за 1500 рублей, то я хотя бы буду делать с ней селфи. Она делает видео только чуть-чуть светлее, что в целом лучше, чем ничего, но пара "софтбоксов" решила бы эту проблему более кардинально. Это все имеет смысл уже после того, как вы поймете, что звнимаетесь этим всерьез и надолго.



Самая темная ночь перед рассветом.

Освоение материала учащимися курса.. 


..является конечной целью малого числа учащихся. Кто-то приходит за сертификатом, чтобы побороться с внутренним самозванцем. Кто-то для тоого, чтобы получить очередную бумагу, в качестве спортивного интереса. Кто-то для того, чтобы убить время. Вовлечение в обучение - это ключевая задача того, кто получил деньги, а не того, кто их заплатил. Даже если клиент мечтает о волшебной таблетке, весь дизайн курса должен быть таким, чтобы в итоге он НАУЧИЛСЯ. Это и запустит такое важное для онлайн-курсов "сарафанное радио". И именно так начинает складываться персональный бренд эксперта. 

"Самая темная ночь перед рассветом" (с)

После проведения первого курса вас ждет самое большое удивление. 

Профессиональному преподавателю все равно, что преподавать, он может даже не разбираться в теме, разбираясь в преподавании. Вам простят то, что вы можете как-то не очень хорошо владеть техниками преподавания или сов
ременным оборудованием.

Заплатившим деньги взрослым людям сложно заставить себя учиться. Представьте, что будет, если оставить их наедине. Человека, которому все равно, что преподавать, и человека, который заплатил денег и не понимает ничего в предметной области, которому при этом сложнее учиться, чем студентам, которые еще не приобрели первую профессию. 

Вам  простят многое, включая ошибки в дизайне и фактическом материале. И даже отсутствие профессионализма в вопросах преподавания не может вам помешать. Вас не простят, если в итоге учащиеся не получат "доступ к тушке эксперта" по тому вопросу, по которому вы организовали курс. Поэтому важно в дизайне также учесть возможность индивидуальных консультаций либо группы взаимной поддержки, последнее работает хуже и сильно сложнее организовать. Поэтому готовьтесь быть наставником для своих выпускников. 




Наставничество. 


Наставничество является оплачиваемой работой. Вы можете включить определенное количество часов личных консультаций при вычислении стоимости курса, так как если вы сделали нормальный живой курс, ваши выпускники будут пытаться применять вашу информацию в своей работе и сталкиваться с вопросами, о которых вы даже не могли предположить как автор методики, так как вам это будет казаться очевидным. Им нет. Изображение про A и B, а также возможность к B идти через C - это один из примеров работы наставника. И это реальный скриншот с сессии, благо не видно лицо и можно использовать в материалах. 

В наставшичестве ключевым является факт того, что наставник уже прошел по пути, и тот, кто к нему приходит, надеется собрать по пути меньше проблем за счет своевременной помощи. 

Допродажи. 


Помните, раньше мы проговаривали, что одной из целью онлайн-школ или курсов может являться продажа продуктов? Вы можете продавать их напрямую через контент, но вам не всегда легко объяснить не разбирающимся в предмете людям то, что вы продаете. Идеально, если за время школы и наставничества, ваши клиенты станут вашей копией, а возможно в чем-то и превзойдут оригинал. Благодарные выпускники в том числе сами через какое-то время могут привести к вам как клиентов на курс, так и на профессиональную деятельность, которой вы учите. 

Вот мы, например, можем сделать онлайн-курсы. А можем не делать. Можем копать или не копать, это понятно. А можем консультировать тех, кто уже создал курс, который по тем или иным причинам не "взлетел". Кстати, это одна из причин, почему мы любим метафору вертолета. Это самый сложный в управлении летательный аппарат. Который при этом может многое с точки зрения маневренности. .

Если вы ждали знак, чтобы начать делать свой онлайн-курс..


То вот он. Не пытайтесь усложнять задачу или завышать ожидания. Можно просто сделать курс. Пусть даже провести его "в 0", взяв только деньги, которые позволят не чувствовать, что время потеряно зря. В любом случае, после этого у вас уже будет опыт создания онлайн-курсов... Все тоже самое касается и очных мастер-классов. 

P.S. А представляете, если эту статью никто не дочитает до конца? На самом деле такое вполне может быть, она ведь получилась длинной. Но даже в  этом случае мы не расстроимся, ведь написание статьи в том числе дает опыт создания материала. А если вы все-таки дочитали до конца, вы можете прийти за скидками или бесплатной 30-минутной консультацией по созданию собственного онлайн-курса, написав Марине Арефьевой в фейсбуке пароль BLOG.  


Онлайн-курсы
Made on
Tilda